Комплексная арктическая гидрографическая экспедиция (КАГЭ)

     Комплексная арктическая гидрографическая экспедиция (КАГЭ) Предприятия ежегодно в акватории Севморпути выполняет комплексные гидрографические исследования (работы) по съёмке рельефа дна с целью создания благоприятных навигационно-гидрографических условий для судоходства. Основными направлениями работы экспедиции последних лет являются:
1. Площадная съёмка рельефа дна первого этапа Высокоширотной трассы (основной и альтернативной) шириной 2 км для движения крупнотоннажных судов с осадкой до 15 метров. Общий объём работ составляет ~185 тыс. пр. км. Из них обследовано ~68%.
2. Площадная съёмка рельефа дна глубоководных путей в Обской губе и на подходах к ней в Карском море для движения крупнотоннажных судов к порту Сабетта и к терминалу Новопортовского месторождения. Общий объём работ составляет ~119 тыс. пр. км. Из них обследовано ~87%.
3. Площадная съёмка рельефа дна в проливе Санникова и на подходах к нему. Общий объём работ составляет ~348 тыс. пр. км. Из них обследовано ~9%.
4. Контрольная съёмка рельефа дна на лимитирующих участках Енисейского залива, рек Енисей и Колыма. Ежегодный объём работ составляет ~2.7 тыс. пр. км.


    Для гидрографической съемки рельефа дна в акватории Северного морского пути Предприятием используются гидрографические суда "Петр Котцов", "Григорий Михеев" и "Николай Евгенов". Суда оборудованы современными промерными комплексами на базе многолучевых эхолотов стационарных EM3002, EM2040, EM710 и мобильных SeaBat Т-20Р и SeaBat 8101.
Схема высокоширотной трассы Северного морского пути и
рекомендованных путей в Обской губе и на подходах к ней.

Основные параметры высокоширотной трассы будут реализованы в два этапа:

  • на первом этапе - ширина трассы 2 км, минимальная глубина 20 метров;
  • на втором этапе - ширина трассы 20 км, минимальная глубина 20 метров.

    По мере завершения гидрографических работ отдельные обследованные участки высокоширотной трассы поэтапно объявляется в Извещениях мореплавателям и обозначаются на морских навигационных картах как глубоководные. Объём гидрографических исследований на Высокоширотной трассе ориентировочно составляет на первом этапе более 192 тысяч пр. км, на втором этапе – более 1 632 тысячи пр. км. 




В настоящее время обследованы и рекомендованы для плавания следующие глубоководные пути в составе Высокоширотной трассы:

№ точки Координаты WGS84 Курс, ° Ширина обследованного участка,км Минимальная глубина, м Объявлено в ИМ, ПРИП
Широта Долгота
1 70°40,00'N 058°10,00'E 36,2°-216,2° 2 44,0 ИМ 3667/16
2 74°50,00'N 068°30,00'E
74,5°-254,5 2 25,0 ИМ 3667/16
3 75°45,00'N 081°30,00'E
90,0°-270,0 2 45,6 ИМ 3667/16
4 75°45,00'N 084°00,00'E
56,4°-236,4° 2 27,4 ИМ 3667/16
5 77°00,00'N 092°00,00'E
65,6°-245,6° 2 35,0 ИМ 3667/16
6 77°30,00'N 097°00,00'E
10 75°30,00'N 128°34,00'E 53,1°-233,1° 2 24,4 ИМ 3791/16
8a 77°14,83'N 138°27,52'E
94,0°-274,0° 2 23,1 ИМ 3791/16
10a 77°11,00'N 142°36,50'E
118,9°-298,9° 2 28,6 ИМ 3795/16
15 75°54,00'N 152°35,00'E
132,5°-312,5 2 22,4 ИМ 3793/16
16 75°00,00'N 156°30,00'E
137,7°-317,7 1,4 20,9 ИМ 3792/16
17 71°00,00'N 169°00,00'E
11 76°44,87'N 135°30,17'E 101,5°-281,5 2 20,6 -
12 76°36,00'N 138°40,00'E
90,0°-270,0 2 19,4 ПРИП ВОСТОК 9/16
13 76°36,00'N 140°00,86'E
61,3°-241,3° 2 21,0 ПРИП ВОСТОК 9/16
14 76°42,43'N 140°51,67'E
106,2°-286,2 2 22,0 ПРИП ВОСТОК 9/16
15 75°54,00'N 152°35,00'E

 

Программа гидрографических работ на Северном морском пути на период с 2019 по 2024 год



В плановый период с 2019 года до 2024 года планируется выполнить 383 069 пр. км, в том числе:
1. Высокоширотная трасса – 59 659 пр. км (выполнение в 2019-2024 годах).
2. Подходы к Обской губе – 15 401 пр. км (выполнение в 2019 году).
3. Пролив Санникова 109 807 пр. км (выполнение в 2019-2021 годах).
4. Обская губа с шириной обследования 2.8%25 км, в том числе топосъёмка береговой черты (полосы) 105 000 пр. км (выполнение в 2022-2024 годах)
5. Высокоширотная трасса, расширение до 20 км – 93 000 пр. км (выполнение в 2022-2024 годах).

Таким образом, к 2024-му году будет выполнена значительная часть оптимально необходимого обследования наиболее важных участков морских путей и подходов к ним в акватории СМП, в том числе:
1. Обская губа – обеспечены оптимальные и безопасные для движения крупнотоннажных судов подходы к порту Сабетта, Новопортовскому и Утреннему (Салмановскому) месторождениям. В Карском море будет обеспечен системой новых глубоководных путей безопасный выход крупнотоннажных судов из Обской губы на Высокоширотную трассу и обратно.
2. Будет завершено обследование и установлены глубоководные пути в рамках I-го этапа на всём протяжении основной Высокоширотной трассы и начаты работы по обследованию в рамках II-го этапа с шириной полосы для движения судов 20 км. При этом альтернативная трасса будет обследована только в наиболее сложных для судоходства районах.



В 2014-2017 годах была выполнена площадная съёмка рельефа дна на подходах к Обской губе в Карском море и в Обской губе до терминала Новопортовского месторождения. Цель работы: издание морских навигационных карт . Установка глубоководных путей для следования крупнотоннажных судов на подходах к Обской губе и в Обской губе до порта Сабетта и Новопортовского месторождения.

Сводные данные
по выполняемым Предприятием гидрографическим работам и исследованиям


Сводные данные
по выполняемым КАГЭ гидрографическим работам и исследованиям

Сводные данные
об объёмах гидрографической съёмки рельефа дна в акватории Северного морского пути в милях длины ВШТ и квадратных километрах площади.

Характеристики
объектов съёмки рельефа дна в акватории Северного морского пути и состояние их гидрографического обследования за период с 2011 по 2019 годы